Связаться с нами
Частным лицам
8 (800) 500-66-77
Бесплатно по России
+7 (495) 967-11-11
Если вы за границей
*0667
Бесплатно с мобильных
Бизнесу
8 (800) 500-40-82
Бесплатно по России
+7 (495) 777-57-04
Если вы за границей
VIP поддержка
Если у вас вклад от 1,4 млн ₽, кредит от 3 млн ₽, ипотека от 15 млн ₽,
карта Visa Signature/Infinite или Mastercard World Elite
8 (800) 200-66-77
Бесплатно по России
+7 (495) 777-57-00
Если вы за границей
Пресс-центр
Национальный банковский журнал

Рустем Исхаков: Исламские финансы следует рассматривать как здоровую альтернативу традиционной финансовой модели по аналогии с ESG

6 марта 2025
Полтора года назад в Российской Федерации стартовал эксперимент по внедрению партнёрского (исламского) финансирования. По нормам шариата его участникам при совершении сделок запрещено устанавливать вознаграждение в виде процентной ставки, финансировать табачную и алкогольную индустрию, оружие, игорный бизнес и др. Далеко не все участники банковского рынка приняли пилот благосклонно. Однако нашлось немало и тех, кто разглядел колоссальный потенциал у начинания. О том, каким образом реализуется халяльный эксперимент, что тормозит развитие исламского банкинга в РФ рассказал Национальному банковскому журналу (NBJ) директор по розничному бизнесу банка «Зенит» Рустем ИСХАКОВ.
NBJ: Рустем Акдасович, с чем вы связываете недавний прилив интереса к исламскому банкингу в РФ?

Р. ИСХАКОВ: Тема внедрения исламского банкинга в России уже давно на слуху, правда, чаще всего она обсуждалась кулуарно и развивалась, на мой взгляд, без особого успеха. Хотя, учитывая постоянно растущую долю мусульманского населения нашей страны и близкие отношения со странами ОИС, продвижение данной тематики могло вестись более интенсивно. Фактор санкций Запада и разворота на Восток, безусловно, выступил основным катализатором ускорения этого процесса. Важной целью закона об эксперименте в рамках партнёрских (исламских) финансов, вступившего в силу в РФ в сентябре 2023 года, стало привлечение халяльных иностранных инвестиций, в первую очередь, из дружественных юрисдикций. Но не стоит забывать, что у стартовавшего эксперимента была ещё одна задача – развитие внутреннего рынка капитала. Особенно учитывая, что исламские финансы, опирающиеся на реальные активы и услуги, легче переносят периоды кризиса и нестабильности экономики, показывая стабильный рост. При этом не стоит забывать и об экономических предпосылках вопроса. Сегодня рынок исламской экономики оценивается в $4,5 трлн (финансы, еда, мода, медицина, туризм). Объём рынка исламских облигаций на 30 сентября 2024 составляет $851 млрд (Sbonds). 

NBJ: Чем исламский банкинг, на ваш взгляд, принципиально отличается от классического? 

Р. ИСХАКОВ: Как справедливо отметил мой коллега, эксперт РЦИЭФ Руслан Халиуллин, использование исламских финансовых продуктов и услуг является, скорее, вопросом не конфессионального выбора, а жизненных принципов для людей, желающих совершать социально ответственные инвестиции. Поэтому исламский банкинг, как мне кажется, стоит рассматривать как альтернативу традиционным финансам. При использовании халяльных банковских продуктов и услуг, базирующихся на принципах справедливого распределения прибыли и рисков, деньги в большей степени выступают средством платежа, а не предметом торговли. Ранее такой же альтернативой стали «зелёные» финансы, которые активно используются наравне с классическими. Сегодня ESG-продукты составляют значительную часть мирового финансового рынка. Чтобы исламский банкинг повторил успех «зелёных» финансов, необходимо научиться выдерживать ряд условий, основным из которых является наличие т.н. шариатского контроля или, что ближе к банковской терминологии, комплаенса. Данная система состоит из внешнего и внутреннего комплаенса, позволяющего снизить вероятность нарушений принципов и норм шариата, что и является его отличительной особенностью. При таком взгляде на содержание и суть, по-моему, легче понять, что исламские финансовые инструменты ориентированы на соблюдение тех принципов, которые всех нас объединяют – социальной ответственности, справедливости и общечеловеческой этики.

NBJ: Как вы оцениваете текущий уровень развития исламского банкинга в РФ? Какие направления и интересные проекты российских банков можно отметить? 

Р. ИСХАКОВ: В феврале этого года в реестре участников эксперимента Центробанка находилось 30 финансовых организаций, из них 14 – из Татарстана. В республике на протяжении последних 15 лет реализуются различные финансовые продукты, которые соответствуют нормам ислама. В жилищной сфере это исламская ипотека от банка «Ак Барс», ЖНК «Жилищные традиции», в сфере инвестиций – ОПИФ «Лалэ» от УК «Ак Барс Капитал» (запущен ещё в 2019 году), эндаумент-фонды при Альметьевском лицее-интернате №1, медресе Мухаммадия. Конечно же, это исламские карты, выпущенные банками «Зенит», Т-банком, «Ак Барс», «Сбер», факторинг по нормам ислама, проектное финансирование, программы льготного финансирования, лизинг, рассрочка для физических и юридических лиц и другие успешные проекты. По итогам 2024 года, общий объём сделок по размещению исламских средств в Татарстане достиг 4,8 млрд руб. (увеличение по сравнению с 2023-м на 75 %). А объём операций по привлечению средств составил 5,4 млрд руб. (увеличение по сравнению с 2023-м более чем в 2,5 раза). Добавлю, что в прошлом году в Казани успешно прошёл XV Международный экономический форум «Россия – Исламский мир», где широко обсуждались вопросы развития в нашей стране исламского банкинга, а в 2026 году столица Татарстана выбрана в качестве культурной столицы всего исламского мира. 

Оборот $4,5 трлн вырос к концу 2024 года мировой рынок исламского финансирования. Это около 6,5% от всего глобального банковского сектора, заявили на KazanForum

NBJ: Когда ваш банк обратил внимание на исламский банкинг? Какие финансовые продукты вы предложили клиентам в первую очередь? 

Р. ИСХАКОВ: Банк «Зенит» начал активно изучать возможности исламского банкинга в розничном сегменте в начале 2024 года. Мы провели глубокий анализ востребованности таких продуктов среди клиентов, по итогам которого была создана концепция нашего продукта «Исламская карта». Я уверен, что спрос на исламские финансовые решения будет только расти, и наш банк стремится предлагать клиентам новые возможности в этом направлении. В сентябре 2024 года мы запустили сразу несколько продуктов: исламская зарплатная «Карта привилегий», исламская «Зенит Карта», а также пакет услуг «Исламский» для клиентов Private Banking. Мы продолжаем развивать эти продукты. Так, в январе 2025 года был запущен новый индивидуальный дизайн, ведётся работа по расширению функционала – в том числе разрабатываются программа лояльности и сервис, позволяющий клиентам настраивать ограничения на операции, не соответствующие нормам ислама. Кроме того, мы готовимся вывести на рынок инструменты исламского банкинга и для корпоративных клиентов. В ближайшее время для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мы планируем внедрить «Исламский счёт» и «Исламскую корпоративную карту». Для пилотного запуска этих проектов выбраны три региона: Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Исламский расчётный счёт соответствует стандартам и нормам ислама, подтверждением чего является фетва – правовое заключение шариатского консультационного совета. По продукту отсутствует начисление процентов на остатки и предусмотрена «халяльная» программа лояльности.

NBJ: Насколько востребован ваш флагманский карточный проект для держателей премиальных карт и розничных клиентов? В чём его уникальность? 

Р. ИСХАКОВ: Дебетовая «Исламская карта» – первая в нашей линейке продуктов исламского банкинга. Она полностью соответствует нормам шариата, что подтверждает сертификат Совета улемов Духовного управления мусульман Республики Татарстан в соответствии с международными стандартами AAOIFI (Accountingand Auditing Organization for Islamic Financial Institutions). Исламская карта призвана помочь нашим клиентам поддерживать семейные традиции и ценности, а также обеспечить безопасное и прозрачное хранение их средств. В соответствии с нормами шариата её главным отличием от стандартной розничной карты является отсутствие начисления процентов на остаток по счёту. Сейчас мы ведём работу по модификации карты, в том числе по добавлению т.н. «халяльного» кэшбэка и ограничению возможности оплаты в «запрещённых» категориях товаров. Мы были приятно удивлены тем, насколько продукт оказался востребован среди наших клиентов. Безусловно, наибольший спрос отмечался в регионах с традиционно высокой долей мусульманского населения, таких как Татарстан. 

NBJ: Могут ли исламские карты получить христиане, буддисты и атеисты?

Р. ИСХАКОВ: Мы принципиально никак не ограничиваем такую возможность. Ведь, как я сказал ранее, по своей сути использование исламских финансовых продуктов и услуг не столько касается конфессионального выбора – это больше про выбор жизненных принципов. Такие продукты или услуги подходят для людей, желающих совершать социально ответственные инвестиции.

NBJ: С 1 сентября 2023 года ЦБ РФ запустил пилотный проект по исламскому (партнёрскому) банкингу в Чечне, Дагестане, Башкирии и Татарстане. Спустя почти год эксперимента, в начале минувшей осени, правительство решило продлить пилот. Пока похвастать особо нечем. Несмотря на огромный спрос на исламскую ипотеку в регионах с преимущественно мусульманским населением, банки выдают халяльные кредиты только в Татарстане и в Башкирии, наработки которой ЦБ и использовал в качестве нормативной базы для пилота. В Дагестане в основном популярна рассрочка, которую выдают компании без банковской лицензии. В Чечне вообще популярен Фонд им. Шейха Зайеда. Какие планы у «Зенита»? 

Р. ИСХАКОВ: 2 ноября 2024 года банк «Зенит» присоединился к эксперименту по партнёрскому финансированию в сфере исламского банкинга. Решение регулятора о масштабировании этой практики на всю страну пока не принято. Но, по словам депутата Госдумы от Татарстана Айрата Фаррахова, идёт работа над законопроектом, который, возможно, расширит границы эксперимента. В ближайшие недели депутаты также намерены обсудить ряд новаций, которые касаются подходов к стандартизации, снятия барьеров, единообразия в применении правил и повышения прозрачности.

Недавно Банк России сообщил, что по итогам 9 месяцев 2024 года основной объём операций партнёрского финансирования реализуется на территории Республики Татарстан – 84 % сделок по размещению средств и 66 % сделок по привлечению средств. Для нас это важное подтверждение интереса клиентов нашего домашнего региона к продуктам исламского банкинга и дополнительный стимул для расширения своего участия в эксперименте. Как я уже говорил, мы разрабатываем новые продукты для всех категорий наших клиентов – как для физических и юридических лиц, так и для премиального сектора. 

NBJ: Что мешает сегодня развитию исламского банкинга в России?

Р. ИСХАКОВ: На сегодняшний день ограничений пока много. Среди основных можно выделить дефицит квалифицированных кадров. Развитие исламского банкинга требует специалистов, одновременно владеющих финансовыми инструментами и знающих нормы шариата. Также продвижение исламского банкинга тормозит невысокий уровень финансовой грамотности. Для многих потенциальных клиентов исламский банкинг остаётся малопонятным и сложным инструментом. Как я уже говорил, такие финансовые продукты доступны не только для мусульман, они могут быть выгодны и интересны широкой аудитории благодаря своим прозрачным условиям и этическим принципам.  Ещё раз приведу в пример Республику Татарстан, где работа выстроена системным образом. В регионе реализуется подробная дорожная карта, затрагивающая ключевые сферы: повышение финграмотности населения по партнёрскому финансированию, подготовка кадров, мониторинг хода эксперимента и подготовка предложений по развитию, привлечение инвестиций и международное сотрудничество. На мой взгляд, подобный обстоятельный подход активизирует работу по расширению популярности и спроса на исламский банкинг в стране.

05_Table.jpg

NBJ: Наши соседи по СНГ добились опредёленных успехов в продвижении исламского банкинга. Так, в Казахстане давно действуют два исламских банка – Al Hilal и Заман-банк. В Киргизии работает один исламский банк – Ecoislamic Bank, в Таджикистане – Tawhidbank. В России по законам шариата работают только небанковские организации и специализированные фонды, особенно много их в Дагестане, Чечне и Татарстане.  У нас в мае 2024 года заявил о планах запустить первый в России федеральный исламский банкинг Т-Банк. Насколько это реально в текущих условиях?

Р. ИСХАКОВ: На мой взгляд, исламские финансы следует рассматривать как здоровую альтернативу традиционной финансовой модели по аналогии с ESG. Поэтому я считаю, что нам не нужны соревнования, нам нужно эволюционное развитие отрасли. Исламские финансы – это и ценные бумаги, и страхование (такафул) и исламский банк. Поэтому давайте наберёмся терпения и пройдём этот путь поступательно. В Татарстане есть достаточно успешные финтех-проекты, такие как мобильное приложение «Сахих инвест» – скрининг акций по нормам ислама. Достойно внимания, что на основе компетенций «Сахих инвест» в Международном Финансовом центре «Астана» запущен первый на постсоветском пространстве исламский индекс ITS Shariah Index. 

NBJ: Какие инициативы, на ваш взгляд, могут помочь продвижению исламских продуктов в РФ?

Р. ИСХАКОВ: Успехов в этом направлении можно достичь только совместными усилиями и поступательной работой. Действенными будут инициативы, связанные с обучением и повышением квалификации. И, конечно, необходимо продолжать запуск новых продуктов, основанных на справедливом делении риска и прибыли.

NBJ: Какие исламские финансовые услуги, на ваш взгляд, имеют наибольшие шансы «прижиться» в РФ?

Р. ИСХАКОВ: Самые распространённые в мире продукты исламского банкинга – лизинг (иджара), рассрочка (мурабаха) и исламский депозит (мудараба). Также распространены исламское страхование (такафуль), совместное предприятие (мушарака), беспроцентная ссуда (кард аль-хасан), рассрочка платежа (бей-би-силаа), исламские ценные бумаги (сукук). На зарубежных биржах насчитывается большое количество исламских индексов (Dow Jones Islamic Market Index; MSCI World Islamic Index; S&P 500 Sharia;  S&P Europe 350 Sharia;  S&P Japan 500 Sharia;  S&P Pan Asia Sharia;  S&P BRIC Shariah Index). По некоторым данным, в последний индекс включены компании из немусульманских стран – из Бразилии, России, Индии и Китая. Их деятельность не противоречит нормам ислама. В нашей стране все вышеперечисленные финансовые продукты уже запущены и развиваются. Исключение, если я не ошибаюсь, составляет такафуль – будучи страховым продуктом, он пока не имеет нормативной базы. Для формирования рынка капитала очень важны «межбанк» и сукук (исламские ценные бумаги, в т.ч. облигации). Они имеют большой потенциал как для внутреннего рынка, так и для инвесторов из восточных стран. Насколько мне известно, работа в этом направлении тоже активно ведётся.  Так что появление собственного исламского индекса на российских биржах может стать реальностью в долгосрочной перспективе.

Мы внимательно следим за ходом эксперимента по партнёрскому финансированию и его влиянием на финансовый рынок России. В нашем банке мы активно изучаем потребности клиентов, и прямо сейчас в разработке находится несколько продуктов для разных категорий пользователей. Наша цель – предложить надёжные и доступные решения, которые помогут сделать исламский банкинг полноценной и обыденной частью нашей финансовой системы.  


Беседовал Сергей Артёмов
Дорогие друзья!

Пресс-центр Банка ЗЕНИТ в работе со СМИ стремится к максимальной информативности, открытости и скорости. Мы рады ответить на вопросы журналистов о работе Банка и его подразделений, о стратегических событиях и продуктовых изменениях. Эксперты Банка готовы комментировать внешние события и тренды на финансовом рынке.

Наши контакты для представителей СМИ:

pr@zenit.ru
+7 (495) 777-57-07 доб. 2389, 2276, 3161



Наверх

Завершившиеся «Кредитные каникулы» и «Каникулы для участников СВО» не лишают права на применение Ипотечных каникул.

Ипотечные каникулы, установленные ранее в  связи со снижением или утратой дохода (в т.ч. по причине инвалидности или увеличения расходов) не лишают права на новые Ипотечные каникулы в связи с проживанием заемщика в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушением условий его жизнедеятельности и утратой им имущества в результате чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера.

Ипотечные каникулы, установленные ранее в связи с чрезвычайной ситуацией не лишают права на новые Ипотечные каникулы в связи со снижением или утратой дохода (в т.ч. по причине инвалидности или увеличения расходов)

+74959370737, +74957775707, +74959370735, +74957775705, +74959671111, +74959330732, +74959370996, +74959330736, +74959370992, +74952283211