Связаться с нами
Частным лицам
8 (800) 500-66-77
Бесплатно по России
+7 (495) 967-11-11
Если вы за границей
*0667
Бесплатно с мобильных
Бизнесу
8 (800) 500-40-82
Бесплатно по России
+7 (495) 777-57-04
Если вы за границей
VIP поддержка
Если у вас вклад от 1,4 млн ₽, кредит от 3 млн ₽, ипотека от 15 млн ₽,
карта Visa Signature/Infinite или Mastercard World Elite
8 (800) 200-66-77
Бесплатно по России
+7 (495) 777-57-00
Если вы за границей
Пресс-центр
Национальный банковский журнал

Секрет популярности. Д. Дьяков, директор блока МСБ банка Зенит: «Популярность механизма защиты заказчика от недобросовестного поставщика в виде банковской гарантии получает более широкое распространение»

14 мая 2018
О ситуации в сфере банковских гарантий для предприятий малого и среднего бизнеса, о факторах и проблемах, влияющих на развитие данного направления деятельности финансово-кредитных организаций, в интервью NBJ рассказал руководитель блока малого и среднего бизнеса Банка ЗЕНИТ Дмитрий Дьяков.

NBJ: Как вы оцениваете сферу банковских гарантий на сегодняшний день: насколько она развита, по каким направлениям совершенствуется, насколько вообще популярны такие инструменты, как гарантии?

Д. ДЬЯКОВ: Банковская гарантия является альтернативным способом обеспечения, который из года в год становится все более популярным на рынке госзаказа. В текущих условиях все больше отраслей используют инструмент гарантийного обеспечения, в том числе и на законодательном уровне. Например, с конца 2015 года обеспечение обязательств банковскими гарантиями распространилось на отрасли электроэнергетики в части предоставления коммунальных ресурсов (35-ФЗ «Об электроэнергетике»). Планируется, что с 1 июля 2019 года обеспечение участия в торгах, проводимых в форме электронных конкурсов/аукционов, может предоставляться в том числе в виде банковских гарантий, а на сегодняшний день – только денежными средствами. Все это говорит о том, что популярность механизма защиты заказчика от недобросовестного поставщика в виде банковской гарантии получает более широкое распространение. Так, например, в 2017 году в рамках 44-ФЗ было выдано более 600 тысяч гарантий на общую сумму 968 млрд рублей, с ростом объема на 7% к уровню 2016 года. Все больше распространяется практика предоставления гарантий в рамках 185-ФЗ в пользу структур Фонда ЖКХ.

NBJ: Что в наибольшей степени влияет на развитие сферы банковских гарантий, на ваш взгляд?

Д. ДЬЯКОВ: Ее развитие связано с несколькими основными факторами. Во-первых, механизм взыскания средств с недобросовестных поставщиков через банковские гарантии является наиболее простым и оперативным, учитывая безотзывность гарантии и описание в тексте документа четких правил ее раскрытия, что обусловливает популярность этого способа защиты у заказчиков. Во-вторых, в течение последних четырех лет стремительно упрощается процедура оформления гарантии: рассмотрение заявки и оформление документов осуществляется в электронном виде через специализированные сервисы, банки широко используют скоринговые технологии для ускорения принятия решений. Так, например, через платформу Банка ЗЕНИТ предварительное решение о выдаче гарантии можно получить за 15 минут. В-третьих, оформление банковской гарантии не требует от поставщика отвлечения оборотных средств на обеспечение контракта, что особенно актуально для небольших компаний. В-четвертых, сфера гарантий подвержена влиянию законодательных изменений. В частности, в 2018 году планируется ужесточить требования к банкам-гарантам по 44-ФЗ путем введения минимально допустимого рейтинга российских рейтинговых агентств (АКРА и Эксперт РА) на уровне ruBBB-, в результате чего количество банков-участников рынка должно сократиться весьма значительно. Несмотря на уменьшение числа аккредитованных банков, эта мера должна пойти на пользу сфере гарантий за счет защиты интересов заказчиков от принятия гарантий от неустойчивых банков, а также за счет снижения финансовых и операционных затрат поставщиков при повторном получении гарантии в случае отзыва лицензии у первоначального банка-гаранта. Необходимо отметить, что банки, нацеленные на долгосрочное присутствие на рынке, заранее озаботились получением нужного рейтинга, чтобы встретить нововведения во всеоружии. Например, Банку ЗЕНИТ в декабре 2017 года был присвоен рейтинг RAEX на уровне ruA- с прогнозом «Стабильный», что открывает не только возможность выдавать гарантии в рамках 44-ФЗ, но и привлекать депозиты от ряда государственных структур и пенсионных фондов.

NBJ: Какие существуют проблемы в этой сфере, по вашему мнению? Что препятствует ее развитию?

Д. ДЬЯКОВ: Структурной проблемой сферы закупок и гарантий является вопрос выбора поставщика. Несмотря на все более ужесточающиеся меры регулирования области госзаказа, направленные на повышение прозрачности и снижение коррупционной составляющей закупок, потребность заказчика в заключении контракта с «нужным» поставщиком формирует определенный риск. В данном случае для банка велика опасность раскрытия гарантии по причине того, что контракт заключен с «нежелательным» подрядчиком. Действия бенефициара в таком случае могут приобретать агрессивный характер, где четко прослеживается стремление заказчика не принимать работы/услуги у принципала или не допускать подрядчика к выполнению работ по формальному признаку.

NBJ: Как вы полагаете, чем объясняется растущий интерес банков к сфере гарантий под госзаказ?

Д. ДЬЯКОВ: Это связано с наращиванием клиентской базы. В рамках кросс-продаж участники сферы госзакупок могут реализовать всю продуктовую линейку, например, тендерные займы, кредит на исполнение контракта, открытие расчетного счета, привлечение пассивов и т.д. Также играет роль и низкий уровень дефолтности (не более 0,5%) по гарантиям на рынке госзакупок, обусловленный высокой дисциплиной участников с учетом ведения открытого реестра недобросовестных поставщиков.

NBJ: С какими проблемами сталкиваются банки при выдаче банковских гарантий под госзаказ?

Д. ДЬЯКОВ: В рамках 223-ФЗ банки могут испытывать трудности с согласованием текста гарантии в части условий ее раскрытия. В интересах заказчиков исключить из документа детализацию условий выплат, упрощая процедуру выплаты обеспечения. В интересах банка предельно четко описать условия раскрытия, чтобы минимизировать риск оспаривания выплаты принципалом с последующим отказом от возмещения. У закупочных процедур сжатые сроки, и имеются негативные последствия несвоевременного предоставления гарантии. Для заказчика это перенос сроков или повторное проведение закупки, для принципала – штрафы и/или попадание в реестр недобросовестных поставщиков, для банка – раскрытие гарантии, выданной ранее на обеспечение участия в торгах, или раскрытие той гарантии, которая выпущена с нарушением срока. Поэтому процедура согласования текста гарантии требует от всех участников максимального уровня ответственности и конструктивности в условиях заведомого противоречия позиций. Кроме того, распространенной проблемой является слабая финансовая грамотность предпринимателей, которая ведет к переоценке собственных ресурсов для выполнения контрактов и, как следствие, подаче заявок на неадекватные по отношению к объему бизнеса объемы контрактов и гарантий. Это вызывает дополнительные операционные и временные затраты как банка, рассматривающего нерезультативные заявки, так и самого клиента, который тратит время не только на подачу заявки на гарантию, но и на составление конкурсного предложения.

NBJ: Как вы думаете, есть ли у банков отраслевые предпочтения в части предоставления гарантий?

Д. ДЬЯКОВ: Такие ограничения или, наоборот, предпочтения могут быть свойственны конкретным банкам в силу исторических причин или существующих бизнес-связей. Так, например, для Банка ЗЕНИТ желанным клиентом является контрагент материнской компании «Татнефть». В то же время существенным фактором при принятии решения о выдаче гарантии является сопоставимый опыт работы принципала в данной отрасли, отраженный в общедоступной Единой информационной системе (ЕИС). Это минимизирует отраслевое влияние по рынку в целом. При этом нельзя не отметить, что наиболее сложно будет найти «свой» банк компаниям, занимающимся капитальным строительством, связанным с возведением зданий, в силу сложности оценки рисков таких проектов.

Дорогие друзья!

Пресс-центр Банка ЗЕНИТ в работе со СМИ стремится к максимальной информативности, открытости и скорости. Мы рады ответить на вопросы журналистов о работе Банка и его подразделений, о стратегических событиях и продуктовых изменениях. Эксперты Банка готовы комментировать внешние события и тренды на финансовом рынке.

Наши контакты для представителей СМИ:

pr@zenit.ru
+7 (495) 777-57-07 доб. 2389, 2276, 3161



Наверх

Завершившиеся «Кредитные каникулы» и «Каникулы для участников СВО» не лишают права на применение Ипотечных каникул.

Ипотечные каникулы, установленные ранее в  связи со снижением или утратой дохода (в т.ч. по причине инвалидности или увеличения расходов) не лишают права на новые Ипотечные каникулы в связи с проживанием заемщика в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушением условий его жизнедеятельности и утратой им имущества в результате чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера.

Ипотечные каникулы, установленные ранее в связи с чрезвычайной ситуацией не лишают права на новые Ипотечные каникулы в связи со снижением или утратой дохода (в т.ч. по причине инвалидности или увеличения расходов)

+74959370737, +74957775707, +74959370735, +74957775705, +74959671111, +74959330732, +74959370996, +74959330736, +74959370992, +74952283211